5 сентября

Обучение классификации предметов для развития словарного запаса детей

Одна из важнейших задач в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи – развитие и обогащение словарного запаса. Словарный запас включает активные слова, те которые мы употребляем в устной и письменной речи, и пассивные слова, те, которые мы понимаем, но не используем в устной и письменной речи.

Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка. Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значений слов, расширение  семантики. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения. Необходимо учить ребенка группировать и классифицировать предметы, затем соотносить единичные предметы к заданному, общему.

Операции, связанные с классификацией объектов окружающего мира, базируются на единстве мыслительных действий:

ü анализа (мысленного разложения целого на части или выделения из целого его сторон, действий, отношений),

ü синтеза (мысленного объединения частей, свойств, действий в единое целое),

ü сравнения (установления сходства и различия между предметами, явлениями или их признаками),

ü обобщения (мысленного объединения предметов или явлений по каким - либо существенным признакам).

Обучение классификации предметов важно, так как оно способствует пониманию ребёнком того, что лежит в основе сходства и различия предметов, развитию умения выделять общее значимое свойство. 

С этой целью можно использовать различные дидактические игры.

Некоторые дидактические упражнения и игры, которые используются в  логопедической работе с дошкольниками:

·      «Найди лишний предмет». Детям предлагают серию картинок, среди которых находится одна картинка, изображение на которой не относится к такой же тематической группе, как и другие предметы, изображённые на картинках.

·      «Группировка предметов по картинкам». Детям показывают картинки, которые им нужно разложить на две или несколько групп (какие именно, не уточняется). Картинки можно показывать сериями, включающими несколько видов предметов, к примеру, фрукты и овощи.

«Разложите картинки по своему сходству». На доске выкладывают по вертикали в ряд несколько картинок, а детям раздают другие картинки, которые нужно разложить по группам, соответствующим определённым картинкам.