-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
5 сентября
Обучение классификации предметов для развития словарного запаса детей

Одна из важнейших задач в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи –
развитие и обогащение словарного запаса. Словарный запас включает активные
слова, те которые мы употребляем в устной и письменной речи, и пассивные слова,
те, которые мы понимаем, но не используем в устной и письменной речи.
Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием
представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности
ребенка. Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение
словарного запаса, уточнение значений слов, расширение семантики.
Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения.
Необходимо учить ребенка группировать и классифицировать предметы, затем
соотносить единичные предметы к заданному, общему.
Операции, связанные с классификацией объектов
окружающего мира, базируются на единстве мыслительных действий:
ü анализа (мысленного разложения целого на части или выделения из целого его
сторон, действий, отношений),
ü синтеза (мысленного объединения частей, свойств, действий в единое целое),
ü сравнения (установления сходства и различия между предметами, явлениями или их
признаками),
ü обобщения (мысленного объединения предметов или явлений по каким - либо
существенным признакам).
Обучение классификации предметов важно, так как оно способствует пониманию
ребёнком того, что лежит в основе сходства и различия предметов, развитию
умения выделять общее значимое свойство.
С этой целью можно использовать различные дидактические игры.
Некоторые дидактические упражнения и игры, которые используются в логопедической работе с дошкольниками:
·
«Найди лишний предмет». Детям предлагают
серию картинок, среди которых находится одна картинка, изображение на которой
не относится к такой же тематической группе, как и другие предметы,
изображённые на картинках.
·
«Группировка предметов по картинкам». Детям показывают
картинки, которые им нужно разложить на две или несколько групп (какие именно,
не уточняется). Картинки можно показывать сериями, включающими несколько видов
предметов, к примеру, фрукты и овощи.
«Разложите картинки по своему сходству». На доске выкладывают по вертикали в ряд несколько картинок, а детям раздают другие картинки, которые нужно разложить по группам, соответствующим определённым картинкам.
Поделиться в социальных сетях:
Обучение классификации предметов для развития словарного запаса детей





















