29 марта

Камешки Марблс в логопедической работе

Из опыта работы

Большинство дошкольников с речевыми нарушениями имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития, несформированность сенсорных функций, пространственных представлений. У детей наблюдается снижение интереса к обучению, достаточно быстрая утомляемость.   Здесь необходимо поддерживать интерес на занятиях, использовать новые нетрадиционные методы и приемы, которые позволят сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным. Логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, неутомительными.

Камешки Марблс являются настоящей находкой для использования в работе, так как позволяют решить широкий спектр  коррекционных задач:

• развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка;

• упражнять в ориентировке на плоскости листа;

• упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными;

• обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов;

• развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику;

• упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы;

• проводить  работу по автоматизации поставленных звуков;

• развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие;

• развивать образное мышление, зрительное внимание, память;

• развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.

Примеры игр с использованием камешков Марблс:

1. «Четвёртый лишний». Данная игра создана с учётом автоматизируемых звуков. Ребёнку необходимо назвать все картинки, выбрать лишнюю, обосновать свой выбор  и положить на лишнюю картинку камешек.  В данной игре мы не только автоматизируем звуки, но и развиваем мышление, учим детей классифицировать и употреблять обобщающие понятия.

2.  Выложи звуковую дорожку повторяя,  поставленный звук.

3. Развитие тактильной чувствительности. Игра «Сухой бассейн».  

4. Выложи букву, которую ты учишься говорить. Выложи слог.

5.  Найди букву в сухом бассейне, которую ты учишь.

6.  Собери из разрезанных картинок слово с автоматизированным звуком и сделай звукобуквенный разбор слова.

7. Выполняя манипуляции с камушками, просим ребёнка брать их из контейнера, применяя щипковый или пинцетный захват.

8. Игра «Посчитай - ка». В данной игре мы не только автоматизируем звуки, но и учимся согласовывать существительные с числительными.

Игры на формирование количественных представлений.

«Сколько?»

Выложи столько камешков на столе, сколько: у человека глаз?

- Сколько пальцев на одной руке? На двух?

- Сколько ушей у собаки?

- Сколько ножек у стола?

Игры на сравнение по количеству.

Отсчитать заданное количество камешков для зверят.

- У кого больше камешков, у зайки или мишки?

- Как сделать поровну?

Порядковый счет.

Предложить ребенку сосчитать разноцветные камешки по  - порядку: первый, второй, третий…

Назвать какого цвета третий по счету камешек, пятый и т.д.

Рассказать, какой по счету зеленый камешек, синий, желтый?

Игровое упражнение на автоматизацию изучаемого звука в слогах.

Например, на автоматизацию звука [р] в слогах. Повтори столько слогов «ра» (ро, ру, ры, рэ) сколько желтых, розовых, зеленых, синих и т.д. камешков…

Слоговые цепочки используются с любым изучаемым звуком.

Игры на развитие фонематических процессов, овладение навыками звукового анализа.

Игра «Волшебный мешочек».

  Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет – твердый согласный звук, красный – гласный звук, зелёный – мягкий согласный звук).